Стоимость является главным элементом рыночной экономики, важным инвентарем управления, основным ориентиром рыночного поведения. Теоретическая и практическая значимость задачи действенного ценообразования, и недостающая ее разработанность применительно к отраслевым особенностям сельскохозяйственных компаний предназначает актуальность исследовательских работ в данном направлении.
Сердцевина хоть какого хозяйственного механизма и хоть какого экономического учения – это теория цен и практика их формирования. Исходя из убеждений экономики, стоимость является самой первой стоимостной категорией – так как экономика как система специфичных соц связей появляется в виде актов конкретного обмена товарам и, в виде товарного и валютного выражения цены продукта.
Ценообразование и политика цен являются одним из главных частей рыночной экономики. Стоимость является основным ориентиром рыночного поведения, одна из более сложных экономических категорий. Для ее правильного осознания нужно иметь четкое понятие о том, что составляет базу цены (см. табл. 1), какие конкретные законы оказывают влияние на процессы ценообразования и движения цен.
Таблица Один – Представления ученых об базе цены

При различных экономических подходах экономисты были согласны с тем, что в экономической структуре отношений стоимость – это личная оценка, выраженная в валютных единицах и допускающая возможность экономического деяния субъекта рынка.
Целью ценообразования является обеспечить целевую, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким макаром, чтоб получить наибольший объем продаж с малой потерей маржинальности.
Обычно выделяют две обратные модели ценообразования: рыночное ценообразование на базе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на базе предназначения цен муниципальными органами.

В критериях централизованной экономики ценообразование является прерогативой сферы производства. Цены инсталлируются зависимо от издержек на создание продукта либо услуги. Нередко это делается даже до начала процесса производства на плановой базе с конкретным ролью муниципальных органов. В итоге рынок не играет значимой роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заблаговременно данных цен, не влияя на их предстоящее изменение.
Процесс формирования цен в критериях рыночной экономики происходит в сфере реализации продукции. Потому что конкретно на рынке происходит столкновение спроса и предложения, оцениваются полезность предлагаемого продукта, необходимость его приобретения, качество и конкурентоспособность. Сделанный в сфере производства продукт либо его стоимость проходят конкретную проверку рынком, где и формируется окончательная стоимость продукта либо услуги.
Таким макаром, рынок – это экономический процесс, который методом столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены. Рынок можно выразить последующей простой схемой (см. рис. 1.).
Набросок Один – Схематическое представление рынка

Из представленной схемы можно сделать последующий принципиальный вывод: стоимость занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоречие меж экономическими интересами торговца и покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним из главных звеньев рыночной экономики, выступает не только лишь гибким инвентарем, да и принципиальным рычагом управления.
Под общим обширно всераспространенным заглавием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящий в единую синтетическую систему. Реально под одним наименованием «цена» существует, огромное количество ее видов, различающихся меж собой предназначением, областью внедрения, методом формирования.
Дать общее, единое определение понятия «цена» настолько же трудно, как отыскать всеобщую дефиницию термина «деньги». Тем паче что эти понятия плотно сплетены меж собой и что термин «цена» производен от слова «деньги». С позиции покупателя, приобретающего продукты по определенным ценам, все представляется максимально ясным. Для покупателя стоимость – это количество средств, которое ему приходится платить за единицу продукта, за вещь, за услугу. Для торговца – это количество валютных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. В принципе, эти естественные, эмпирические определения полностью корректны.Стоимость в критериях рынка представляет собой экономическую категорию значащая сумму средств, за какую торговец желает реализовать, а клиент приобрести единицу продукции. Стоимость определенного количества продукции составляет ее цена, отсюда стоимость – это валютное выражение цены единицы продукции. В стоимости отражаются фактически все главные экономические дела в обществе. Стоимость определяет объем производства и реализации продукции, сформировывает их цена, также участвует в разработке, рассредотачивании и использовании валютных скоплений.Более глубоко осознать экономическую природу цены позволяет обзор главных направлений экономической мысли в ее трактовке, представленной в таблице 2.
Таблица Два – Теоретические подходы и трактовка цены и ценообразования

Совместно с тем, раскрыть стоимость как экономическую категорию – это сложнейшая задачка современной экономики, и принципиально верно осознать ее природу, экономическую суть и содержание.
Будучи широкоупотребительными в экономике хоть какого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в различных экономиках по-разному. В согласовании с коммунистической чисто распределительной доктриной экономика вообщем может обойтись без средств, а, как следует, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится глупой.
Цены, непременно, представляют собой узкий, гибкий инструмент и в то же время достаточно мощнейший рычаг управления экономикой, хотя их реальные способности воздействия на экономику вообщем и на уровень жизни а именно намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В экономической науке существует три основных подхода к определению цены (см. рис. 2).
Набросок Два – Подходы в экономической науке по определению цены
Классики экономической мысли (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) определяют стоимость как валютное выражение цены продукта. Единственным и основным ценообразующим фактором тут выступает цена, которая измеряется количеством труда, издержками производства. Схожая однофакторная модель цены использовалась в главном при плановом ценообразовании, что имело много отрицательных результатов. Одним из более негативных, на наш взор, является игнорирование полезности продукта, его возможности удовлетворять определенные потребности потребителя. Но данная модель цены имеет и значимое достоинство – это учет в ней издержек на создание каждого продукта.
Определение цены, базирующееся на оценке предельной полезности (ценности) продукта, трактующее стоимость как валютное выражение потребительной цены, а ценность продукта как выражение величины его полезности для потребителя, типично для маржинальной теории цены и ценообразования, представителями которой являются П. Самуэльсон, Дж. Робинсон, Г. Госсен и другие ученые. Эта модель учитывает полезность продукта, которая определяет спрос на него. Совместно с тем, она исключает причины меры, другими словами издержки на создание, которые оказывают существенное воздействие на уровень цены.
Догадку о том, что оба направления в экономической науке (цены и потребительной цены) не исключают, а быстрее дополняют друг дружку, выдвинул британский экономист А. Маршалл (необходимо подчеркнуть, что ранее схожее суждение было высказано Ф. Энгельсом). Главные положения по определению цены данного подхода представлены на рисунке 3.
Набросок Три – Положения по определению цены

Более применимой для определения рыночной цены нам представляется конкретно последняя модель. Совместно с тем, рыночная стоимость является в значимой степени конъюнктурной категорией и кроме выше нареченных основополагающих причин на ее уровень могут оказывать воздействие предпосылки конъюнктурного нрава (роль страны, поведение покупателей, кризисы, конфликты и другие).Таким макаром, рассмотрение взглядов экономистов-теоретиков, позволило прийти к выводу, что в рыночных критериях стоимость – это валютное выражение ценности продукта и ценообразующих причин для покупателя, также цены производства и реализации для торговца.

Стоимость играет центральную роль в системе рыночного механизма и является беспристрастной экономической категорией, т.е. инвентарем, функционирующим лишь на базе экономических законов. В любом обществе стоимость отражает действующую модель управления, экономикой, являясь ее производной.
На ценообразование в Рф вместе с правительственным воздействием повлияет огромное количество разных причин, в главном денежного порядка. Почти все находится в зависимости от состояния муниципальных денег и муниципального бюджета, политики Центрального Банка Рф. Принципиальное значение имеет состояние валютного воззвания в стране, нрав функционирования кредитного сектора. Но, сначала, особенности формирования механизма цен в экономике зависят от состояния народного хозяйства страны и мирового рынка. На рисунке Четыре представлены внутренние и наружные причины, действующие на процесс ценообразования в сельском хозяйстве.

На представленной схеме причины механизма ценообразования систематизированы и выделен отдельный блок причин: отраслевые, которые относятся только к сельскому хозяйству, в других отраслях экономики они не находятся.Данный вид причин относиться к наружным факторам, а конкретно к окружению, данные причины оказывают влияние на предложение на рынке, в свою очередь предложение оказывает влияние на стоимость. Выделение данных причин позволило уточнить определение цены в сельском хозяйстве.
Таким макаром, в сельском хозяйстве стоимость – это социально важная финансовая категория, регулируемая отраслевыми особенностями отрасли, представляющая собой валютное выражение ценности продукта и ценообразующих причин для покупателя, также цены производства и реализации для торговца.Правительство и сельскохозяйственные предприятия при регулировании и установлении цен непременно должны учесть причины механизма ценообразования в особенности отраслевые.
Размеренное функционирование государственной экономики подразумевает внедрение системы рычагов, ключевое место посреди которых занимают цены. Последние выступают сразу в качестве действующего инструмента хозяйственного управления и объекта муниципального регулирования. Рыночные цены балансируют спрос и предложение продуктов. Сбалансированная стоимость избавляет как недостаток, так и излишек продуктов, сдерживает рост либо падение цен. В случае дисбаланса рынка употребляется государственное регулирование цен.
Главной задачей системы ценообразования должна являться выработка отменно новых подходов к формированию цен, нацеленных на интенсификацию публичного производства, обширное внедрение экономических способов управления, увеличение конкурентоспособности российских производителей в целях ускорения социально-экономического развития страны.
Размещено:// Препядствия и перспективы современной науки: материалы II Интернациональной научно-практической конференции. – Ставрополь: Логос, 2014. С. 119-125.