«Творческие» способы коммерческой разведки и стратегического анализа

Более известным в этой группе является «метод других сценариев». Он нацелен на то, чтоб выявить и выделить принципную неопределенность грядущего в критериях высочайшей непостоянности наружной среды. Согласно этому способу, разрабатываются несколько вариантов грядущего развития событий. В рамках этого способа на первом шаге формулируются разные варианты грядущего, которое представляется желательным для собственной компании с учетом ее стратегических целей. Другой способ «анализ возможностей» позволяет для вас поставить себя на место управляющего, принимающего решения.
В коммерческой разведке существенное распространение получили последующие «творческие» модели и способы стратегического анализа.

1. Другие сценарии

Более известным в этой группе является «метод других сценариев». Он нацелен на то, чтоб
выявить и выделить принципную неопределенность грядущего в критериях высочайшей непостоянности наружной среды. Согласно этому способу, разрабатываются несколько вариантов грядущего развития событий, которые, обычно, включают как минимум:

  • пессимистический;
  • жизнеутверждающий;
  • более возможные варианты развития ситуации.

Способ «альтернативных сценариев» упрощает интеграцию разных данных, приобретенных как высококачественными, так и количественными способами. Одна из основных задач способа сценариев — выявить
главные причины, от которых будет зависеть развитие событий по тому либо иному сценарию.

Способ других сценариев предлагает
несколько разъяснений определенной задачи. Он полезен, если аналитик получил противоречивые либо неясные данные из нескольких источников; если юзер просит обсудить несколько вероятных сценариев развития событий либо необходимо получить оценку длительной перспективы.

Обычное обсуждение таких умственных моделей может быть полезным для консолидации процесса принятия решений и его фокусирования на одной либо нескольких главных целях компании. Анализ сценариев позволяет также выявить слабенькие места в общей стратегии, нехватку активов в ранце компании либо даже доказать необходимость мониторинга определенных характеристик.

2. Анализ «обратного прогнозирования»

Специфичной модификацией предшествующего способа является способ «обратного прогнозирования». В рамках этого способа на первом шаге
формулируются разные варианты грядущего, которое представляется желательным для собственной компании с учетом ее стратегических целей, конкурентных преимуществ и других соответственных причин.

Потом для каждого такового варианта разрабатываются вероятные сценарии, направленные
от грядущего к истинному, т. е. поначалу определяется заключительный шаг, который приводит к хотимому будущему, и т. д.

Для окончательного анализа оставляются только те сценарии, которые не содержат нереалистичных и маловероятных шагов. Главное достоинство способа заключается в большей свободе от безосновательного переноса прошедшего опыта на будущее.

3. Анализ способностей

«Анализ возможностей» позволяет для вас поставить себя на место управляющего, принимающего решения, и найти потенциальные деяния компании. Этот способ позволяет выявлять опасности и способности, с которыми может столкнуться компания, стремящаяся воздействовать на конкурентную ситуацию, отвечая на вопрос «Как действовать?», а не «Стоит ли действовать?»

1-ый шаг для внедрения «анализа возможностей» —
переформулировать делему в определениях управляющего, принимающего решения. К примеру, вы озабочены возможным воздействием новейшей технологии, которая может снизить барьеры входа в вашу ветвь и вызвать приток новых соперников. Обычный подход к анализу данных подразумевает, что вы сами изучите эту технологию и те методы, при помощи которых ее могут использовать соперники, также попытаетесь противостоять им за счет понижения издержек и модификации собственного продукта.

Анализ способностей предлагает другой подход: нужно сосредоточить внимание на тех мерах, которые может использовать ваша компания, чтоб
затруднить соперникам внедрение новейшей технологии. К примеру, заключение лицензионных соглашений с ограниченным числом партнеров либо пересмотр своей стратегии развития, с тем чтоб выработать новые более совершенные технологии.


4. Анализ от неприятного

Способ «анализа от противного» ориентирован на то, чтоб вынудить аналитика
поменять либо вообщем отрешиться от собственных базисных догадок относительно соперников и их деятельности либо ситуации на рынке и переосмыслить направления собственного анализа. Этот способ полезен, так как он ставит под колебание то, что дает подсказку здравый смысл. Он дает возможность избежать стереотипов, ослабляет эффект «огруппления мышления» и других снижающих качество анализа последствий бюрократического стиля работы организаций.

Данный способ полезен, когда вы ясно видите только один, конкретный вариант развития событий. Но очень нередко ваш оппонент в силу психических особенностей может поступать неадекватно либо не вписываясь в логику происходящих событий. В схожих случаях вы должны не только лишь рассматривать способности того самого единственного варианта, да и разглядеть другие, даже кажущиеся мистическими варианты действий оппонента либо развития других версий событий.

Время от времени стоит на время на сто процентов отрешиться от напрашивающихся и более близких к реальности выводов по развитию ситуации. Заместо этого, исследовав психические особенности поведения оппонента в тех либо других обстоятельствах, нужно попытаться посмотреть на ситуацию его очами и представить вероятные варианты его действий.

Способ «анализа от противного» вдохновляет аналитика кропотливо рассматривать все вероятные разъяснения и варианты развития событий либо действий оппонента и его организации. Он помогает ему выйти за узенькие рамки «наиболее правдоподобного» на 1-ый взор разъяснения.

5. Анализ событий

Способ «анализа событий» выделяет те либо другие действия, происходящие во наружной среде организации, и
указывает тенденции: общее, особенности происходящих событий либо действий оппонентов. Этот прием, возможно, в той либо другой степени употребляют все аналитики. Если этот способ употребляется строго и систематически, можно найти принципиальные тенденции в рыночной и конкурентноспособной среде компании. Обычная хронология действий оппонентов, анализ недавнешних покупок компании, данные о географии активности оппонента — все это хорошие примеры внедрения способа «анализа событий».

В целом ряде всевозможных случаев «анализ событий» позволяет вскрывать цепочки причинно-следственных связей даже тогда, когда смысл этих связей остается неведомым либо скрытым, к примеру, режимом секретности.

6. Анализ конкурирующих гипотез

«Анализ конкурирующих гипотез» позволяет сравнить разные аналитические выводы и разъяснения событий на рынке (в секторе своей деятельности) либо действий конкурентноспособного окружения. Этот способ также дает возможность
проверить согласованность собранных данных и найти непонятные либо нуждающиеся в дополнительных сведениях либо анализе данные.

Обычно, аналитик просматривает данные и выбирает какую-то одну версию развития событий. Она, с его точки зрения, идеальнее всего разъясняет, что и почему происходит. Другие же вероятные версии и догадки им не рассматриваются. Аналитик держится избранной догадки до того времени, пока она не будет опровергнута. Время от времени в итоге такового подхода может быть потеряно существенное количество времени.

Недочет такового подхода состоит в том, что, перебирая версии и догадки изолированно друг от друга, аналитик упускает шанс оценить и сравнить весь массив собранных данных со всеми вероятными догадками. Еще лучше оценивать сразу сходу несколько вероятных версий, сопоставляя их вместе и собранными данными. Это не только лишь позволяет верно найти, какая из гипотез идеальнее всего подтверждается собранными надежными данными, да и проверить достоверность разных источников инфы.

7. Анализ по аналогии

Самый старенькый и испытанный способ анализа —
исследование реальных рыночных ситуаций, произошедших в прошедшем. Все публичные науки, в особенности политические, обожают использовать определенные случаи из жизни, чтоб разъяснить происхождение действия либо процесса. На самом деле, это повествование о событии, которое продолжалось минутки, месяцы либо годы. В нем отражены участники, более принципиальные действия и их предпосылки. Наибольшее внимание уделено основным действующим лицам; второстепенные, обычно, остаются безымянными. К исследованию имевших место реальных ситуаций часто прибегают и в учебном процессе, чтоб при помощи реального сценария провоцировать энтузиазм учащихся.

Бывалые аналитики разведки употребляют способ исследования имевших место ситуаций как метод исследования текущих событий, пытаясь установить параллели и спрогнозировать их ход. Время от времени этот способ позволяет выявлять новые тенденции методом сопоставления текущих событий с прошедшими.

Способ «анализа по аналогии» может предоставить в распоряжение аналитика информацию о том, как скорее всего будет развиваться ситуация либо как, к примеру, поступит соперник при пришествии подобных событий в дальнейшем.Для большей полноты исследования предыдущих дел могут употребляться разные схемы и диаграммы. Но чем короче изложение сущности дела, тем понятнее оно будет для потребителей разведывательной инфы.

Дмитpий Анaтoльeвич Оpлoв — проф мapкетолог-анaлитик с 12-летним опытом пpaктической работы, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»