Каждый, кто имеет отношение к продуктовой рознице, являлся участником либо хотя бы очевидцем таковой сцены: вот печальный менеджер магазина стоит, сжав кулаки в кармашках, а перед ним красная от возмущения покупательница трясет некий коробкой и изливает потоки праведного гнева: «У вас на ценнике написано, что это стоит 40 5 рублей, а на кассе его пробили за 65!!!! Разбойники, воры, я буду сетовать! Я вас выведу на чистую воду!» Жаль менеджера. Я знаю, что ему очень охото сказать, что это стоило 40 5 рублей еще вчера, а сейчас сменились продукты по акции, и в кассу загрузили новые цены, а этот ценник просто запамятовали поменять. Но клиент всегда прав, а в этом случае прав в особенности, потому, как говорится, «улыбаемся и машем». И все почаще мерцает идея, когда же, в конце концов, изобретут ценники, которые будут изменяться сами?
И вот, о волшебство, возникают кассы самообслуживания, электрические ценники, push-уведомления, радиочастотные метки. Разумно представить, что все магазины кинутся воплощать свою давнишнюю мечту о подмене недобросовестного персонала на красивую безотказную технику. Но почему-либо этого не происходит. Почему? Самая тривиальная причина, которая дискуссируется и упоминается – это высочайшая цена внедрения и продолжительность окупаемости инвестиций. Кроме вопроса вложений появляются мысли о необходимости, другими словами стоит овчинка выделки.
Сумеют ли электрические ценники обеспечить стопроцентное выполнение всех нормативов по информированию покупателя? Есть конкретные плюсы: возможность загружать информацию стремительно, централизованно, сразу с загрузкой в кассы, исключая человечий фактор. Увеличивается мобильность при проведении разных акций, предполагающих смену цены, к примеру, вы сможете понизить цены на кулинарию исключительно в обеденное время, синхронизация цен в весах и кассах и на ценниках произойдет одномоментно. Увеличивается объем размещаемой на ценнике потребительской инфы и четкость ее отображения, в отличие от картонных ценников, на которых маленький текст, содержащий данные о составе, калориях и т.д. нередко съезжает и не читается. В общем, выходит, что вещь комфортная и нужная.
Но при всем этом нужно осознавать, что электрический ценник, к огорчению, не может сам отыскать в зале подходящий продукт и закрепиться конкретно на нем. Нужно, чтоб верно производилась планограмма, другими словами торговец выставлял продукт строго на отведенное для данного продукта место на полке. И не только лишь выставлял, а часто инспектировал соответствие выкладки: покупатели время от времени обожают взять продукт, передумать, и поставить его на всякую полку, а еще в неких сетях мерчандайзеры производителей имеют право поправлять выкладку и тоже могут нарушить планограмму. В случае, если какая-то позиция обнулилась, не получится закрыть «дыру» на полке за счет роста примыкающих фэйсов, придется ожидать поступления продукта. Для магазинов, работающих в формате «средний плюс» и выше, это может стать нарушением дизайна торгового зала. И еще остается вопрос с дополнительными мобильными местами продаж, на которых часто осуществляется основная акционная выкладка. В общем, выводы разноплановые.
Последующий шаг в будущее – это кассовые системы самообслуживания. Плюсы явны: понижаются издержки на персонал, также опасности, связанные с невыходом служащих либо недостающим уровнем сервиса. Существует несколько типов систем.
1-ый тип – это система «сам для себя кассир», когда клиент получает шанс без помощи других совершить свою покупку при помощи устройства, совмещающего внутри себя интерфейс банкомата и сканер штрих-кодов. Клиент без помощи других сканирует продукт, попеременно перекладывая покупки из корзины в пакет. К минусам данной системы я отношу тот факт, что все равно требуется сотрудник, который будет помогать покупателю при осуществлении покупки, а заодно и смотреть, чтоб продукты были честно просканированы все, а не через один. Не считая этого, не все платежные устройства рассчитаны на прием и выдачу банкнот и монет, другими словами могут появиться задачи со сдачей.
2-ой вариант еще больше прогрессивный: способ автоматической идентификации, другими словами заместо штрих-кодов употребляются радиочастотные метки для дистанционного считывания инфы о товаре. Клиент просто загружает свою корзину в особый бокс – и на дисплее кассового терминала здесь же возникает информация о покупке, остается только надавить кнопку и избрать форму оплаты. Кроме цены, метки могут содержать информацию о составе и сроках годности, что дозволит значительно прирастить контроль за ротацией в зале при сокращении издержек на персонал. Но минусы есть и у этой «космической» технологии: некие группы продуктов заблокируют сигнал за счет содержания металла в составе продукта либо упаковки, не считая того, существует риск сбоя при одновременном считывании огромного количества меток. К минусам относится и высочайшая стоимость метки, в особенности для продуктовых магазинов, в ассортименте которых много дешевых позиций.
Как обычно, конкретного ответа нет. Непременно, передовые сети стараются использовать инноваторские технологии. Время от времени мысль приживается, дорабатывается и с течением времени мы уже и не можем вспомнить, как жили без этого ранее. А некие разработки так и остаются на уровне опыта по различным причинам: накладно, неловко, более прогрессивный аналог появился… Не говоря о том, что всегда были и будут люди, как посреди покупателей, так и посреди персонала, которые избегают контакта с техникой, предпочитают классические формы обслуживания хоть каким новаторствам.

В любом случае, внедрение автоматических систем обслуживания покупателей подразумевает увеличение скорости, доступности и удобства. Это метод внести дополнительные положительные штришки в стиль компании, повысить эффективность внутренней логистики и, как итог, повысить лояльность неизменных покупателей и привлечь новых. Потому ни при каких обстоятельствах нельзя рассматривать инновации только как метод оптимизации штатного расписания и сокращения издержек, также торопиться с внедрением «сырого» продукта. Если система «зависает», работает неправильно, сканирует через один раз, у персонала нет точного метода действий на случай сбоев – эффект будет обратным, поверьте, масштаб бедствия вас изумит.
Нет ничего лучше, чем идти в ногу с течением времени, но не стоит нестись сломя голову. Главное – оценить собственный потенциал и принять взвешенное решение «на берегу». Отличные решения часто недешево стоят, но нехорошие – недешево обходятся фактически всегда.