Психотехники, помогающие выстроить процесс удачного общения

Посодействовать человеку ощутить себя принимаемым можно просто пристально слушая его. Внимание слушателя позволяет встревоженному человеку гласить о том, что его волнует, смягчает его негативные эмоции (тревогу, ужас, раздражение), увеличивает проникновение в более глубочайшие чувства и докладывает ему: «Тебя принимают таким, какой(-ая) ты есть, со всеми неуввязками…»

Выделяют последующие четыре варианта слушания:

  1. Пассивное, либо нерефлексивное, слушание — это, по существу, тишь, молчание, но не обычное, а «внимающее», когда все внимание консультанта ориентировано на собеседника. Зависимо от ситуации вы сможете выражать осознание, поддержку либо одобрение маленькими фразами либо междометиями («угу», «да», «конечно» и т.п.), кивком головы и другими невербальными средствами (жестами, мимикой, взором).
  2. Реакции признания, доказательства. Этот прием в особенности эффективен в паузах. Используйте вербальные и невербальные знаки, высказывания и намеки, которые означают, что вы вправду настроены на говорящего. Кивание головой, наклон вперед, ухмылка, нахмуривание, откликающиеся на то, что гласит ваш партнер, дают ему осознать, что его вправду внемлют. Вербальные высказывания («У-гу», «О-о», «Я понимаю») также докладывают, что собеседник внимателен, заинтересован и аккомпанирует человека в процессе самораскрытия, т.е. можно продолжать беседу.
  3. «Открывание дверей». Так принято именовать дополнительные поощрения, которые необходимы для того, чтоб посодействовать человеку начать гласить либо стать более открытым. Вот несколько примеров: «Наверное, вы желаете более тщательно поведать об этом?», «Да, это очень принципиальная ситуация… Вы желали бы продолжить?», «Похоже, это глубоко затронуло ваши чувства…». Все эти высказывания являются
    открытыми вопросами либо утверждениями. Они не содержат внутри себя оценки того, о чем говорится.
  4. Активное, либо рефлексивное слушание помогает осознать, что стоит за тем либо другим выражением человека. Когда собеседник слушает человека интенсивно, он занимается анализом его хлопот, затруднений, эмоций, расшифровывает смыслы его сообщений, совместно с ним выявляет и проясняет их реальное значение.

Коротко охарактеризуем приемы активного рефлексивного слушания:

Выяснение. Это
воззвание к говорящему за уточнением: «Правильно ли я сообразил(а), что ваша основная трудность состоит конкретно в этом?», «К огорчению, я не совершенно понимаю, что вы имеете в виду…», «Вы конкретно так думаете?» и т.п.

Перефразирование заключается в том, что вы
выражаете идея вашего собеседника либо его чувства другими словами, вроде бы уточняя смысл произнесенного и степень собственного осознания. Фраза в данном случае может начинаться со слов: «Таким образом…», «Говоря другими словами…», «Если я верно сообразил(а)…», «По вашему воззрению…», «Вы сможете поправить меня, если я ошибаюсь, но из ваших слов я сообразил(а)…» — и далее своими словами излагаете сущность препядствия человека и содержание его выражения. Даже если для вас все представляется понятным, не поленитесь уточнить свое осознание, обратившись к собеседнику.

Отражение эмоций. Этот прием иногда именуют «эмпатическим слушанием». Применяя его, вы настроены не на давнешние чувства, о которых ведает ваш партнер, а на те, которые он(а) испытывает тут и сейчас, как раз тогда разговора.Схематически эту технику можно обрисовать последующим образом: во время звучания речи всматривайтесь в собеседника, пытайтесь вслушаться и вчувствоваться в несказанную часть. Стремитесь поймать в выражении собеседника животрепещущее переживание и найти его, «назвать» его собеседнику. Вступительные фразы могут быть такими: «Мне кажется, что вы…», «То есть вы испытываете чувство…» и др.

Резюмирование. Употребляется в длительных беседах, чтоб привести куски разговора в смысловое единство и подытожить главные идеи и чувства говорящего. Это можно сделать при помощи таких фраз: «Как я понимаю, вашей основной мыслью является…», «Если сейчас подытожить произнесенное вами…» и др.

Способы психического воздействия

Способы воздействия в разных подходах отличаются друг от друга посильнее, чем приемы слушания, но можно выделить более обычные из их.

Интерпретация задает новые рамки, в каких ваш собеседник по другому может посмотреть на свою актуальную (рабочую, социальную и пр.) ситуацию. Ее можно рассматривать как
сердцевину способов воздействия. Интерпретация дает вашему собеседнику верно очерченное другое восприятие действительности, которое содействует трансформации взглядов, что, в свою очередь, может поменять чувства, мысли, настроение и поведение. Этот способ конкретно разработан в когнитивно-эмоциональной терапии (А. Бек, А. Эллис).

Директива (указание) дает подсказку вашему партнеру, какое действие сделать. Это может быть просто пожелание либо хитроумная техника. Принципиально одно: чтоб директива ясно демонстрировала ему, каких действий вы ждете от него.

Самораскрытие происходит тогда, когда вы делитесь личным опытом и переживаниями или делит чувства собеседника. Основоположник домашней психотерапии К. Витакер предпочитал обозначать прием самораскрытия ординарными, но точными словами: «Поделиться собой, своими переживаниями». Этот способ плотно сплетен с приемом оборотной связи и построен на «Я-сообщениях». Он содействует установлению контакта, появлению чувства разбитого взаимопонимания, доверия, равенства участников.

Оборотная связь дает возможность вашему партнеру осознать, как воспринимают его окружающие и вы сами («Вы представляетесь мне человеком…»; «Сейчас, когда вы строите новые планы, я вижу, как вы поменялись со времени нашей первой встречи…»). Корректно проведенная оборотная связь позволяет узреть,
как человек отражается в зеркале другого человека, что в конце концов делает возможность поменять самовосприятие, сделать новый образ себя. Это помогает провоцировать у собеседника мотивацию самопознания и пробуждает рефлексию, т.е. настолько нужную для трудной ситуации способность выйти из нее и поглядеть со стороны; помогает выявлению недочетов, пробелов в развитии тех либо других свойств, возможностей.

Конфронтация. С помощью этого приема вы сможете сосредоточиться на тех особенностях поведения вашего собеседника либо его отношений, которые можно и необходимо поменять для того, чтоб стало вероятным предстоящее проф либо личностное развитие. Этот сложный и часто больной прием позволяет человеку узреть те стороны актуальной ситуации либо собственной личности, которые до сего времени им не осознавались. К примеру, с его помощью вы сможете направить внимание вашего собеседника на противоречия, которые нужно разрешить для выхода из трудной актуальной ситуации.

Назовем те задачки, которые можно решить с помощью конфронтации:

  • посодействовать человеку узреть, что он сам делает для того, чтоб стать «жертвой»;
  • показать ложность каких-либо представлений либо мыслей, которые человек ранее момента считал настоящими;
  • найти инфантильные стороны поведения человека и отношений, в которые он вступает;
  • выявить стереотипы поведения человека, которые мешают сделать дела с людьми либо достигнуть фуррора;
  • выразить предположение, что те либо другие модели поведения устарели и не способны принести фуррор.

Чтоб конфронтация была действенной, она должна применяться только тогда, когда меж вами уже установились доверительные дела.

Воздействующее резюме в большинстве случаев употребляется в конце беседы, чтоб суммировать суждения. Обычно, воздействующее резюме комбинируется с выводами и резюмирующими высказываниями собеседника. Этот прием помогает прояснить, какой путь пройден за время общения, чего вы достигнули во время беседы, и подвести ее результат. Есть у этого приема и еще одна принципиальная функция: он помогает собеседникам перенести обобщения, новые выводы и решения в реальную жизнь.

***

Эти приемы психического воздействия употребляются в разных направлениях психической практики и социальной работы. Выбирая тот либо другой прием, вы должны учесть собственные способности и особенности как вашего собеседника, так и того шага, на котором находится ваша совместная работа либо процесс общения.