Развивая идеи Эрика Берна, психолог Стефан Карпман показал, что все обилие ролей, лежащее в базе «игр, в которые играют люди», может быть сведено к трем главным — Спасателя, Преследователя и Жертвы. Треугольник, в который соединяются воединыжды эти роли, символизирует их связь, постоянную смену и иллюстрирует движение по этому заколдованному кругу.

Три драматические роли этой игры — Спасатель, Преследователь и Жертва — являются по сути мелодраматическим упрощением реальной жизни. Нередко люди лицезреют себя щедрыми Спасателями признательной либо непризнательной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами ожесточенных Преследователей. Погружаясь в всякую из этих ролей, мы начинаем игнорировать действительность, как актеры на сцене, которые знают, что живут измышленной жизнью, но должны делать вид, что веруют в ее подлинность, чтоб сделать неплохой спектакль.

Стереотипы спасательства:

  • Чувство, что вы должны поправить чувства другого человека либо решить его делему.
  • Желание облегчить его задачку.
  • Ужас ответной реакции и попытка вынудить другого человека ощущать себя лучше (т. е. избегание интенсивности переживаний либо конфликта).
  • Вы думаете, что должны уверить другого человека сделать верный выбор.
  • Чувство вины за деяния другого человека.
  • Стремительно переключаетесь на решение препядствия, чтоб взнуздать неприемлемую вам интенсивность.

Многим из нас характерно естественное желание хлопотать о людях и помогать им. Нередко мы начинаем помогать другому человеку с искренним желанием сделать как лучше. В неких ситуациях это желание остается, но очень нередко оно миниатюризируется и совершенно исчезает, когда мы в один момент обнаруживаем, что нас вынуждают помогать, желаем мы этого либо нет. При разумном и естественном развитии событий мы можем вкладывать в ситуацию столько усилий, сколько желаем, и так длительно, как желаем. Мы сохраняем за собой свободу выйти из ситуации и предоставить человеку самому помогать для себя либо находить кого-либо другого, кто желал бы ему посодействовать.

В ситуации Спасательства дело обстоит по другому. Раз попавшись на крючок Спасательства, от него очень тяжело избавиться. Мы не можем закончить выручать, так как нам кажется, что наша Жертва утопнет, пропадет, умрет либо покончит с собой, если мы остановимся. Мы увязаем в собственной роли Спасателя, так как не желаем нести ответственность за другого человека. Мы продолжаем тащить в один прекрасный момент взятый груз, хотя издавна уже не желаем этого. Если вы изловили себя на том, что
продолжаете оказывать помощь, не хотя более этого делать, то вы перевоплотился в Спасателя. Чтоб этого избежать, нужно подразумевать последующее:

  • Не делайте больше половины работы, когда стараетесь кому-то посодействовать. Не имеет смысла стараться помогать тому, кто сам не желает посодействовать для себя.
  • Не помогайте человеку, который не просит о помощи. Это то, что очень типично для Спасателя, — броситься с головой в ситуацию, где жертва даже не изъявляет желания быть спасенной. Чтоб избежать этой ловушки Спасательства, нужно кропотливо создать договор на помощь и верно его придерживаться.

Методы избегание спасательства:

  • Не помогайте без договора либо договоренности (тщательно об этом см. дальше).
  • Никогда не веруйте, что человек немощен (кроме случаев безотчетного состояния).
  • Помогайте людям, которые ощущают себя немощным, пользоваться той силой, которая у их есть.
  • Не берите на себя более 50% работы; просите, чтоб ваш партнер по ситуации взял на себя хотя бы 50%.
  • Не делайте ничего, чего вы в реальности не желаете делать.

Лучшим способом, позволяющим избежать Спасательства, является неплохой
договор. Его основными элементами являются
проговоренное обоюдное соглашение и вознаграждение. Соглашение предугадывает:

  1. Запрос на помощь/терапию со стороны напарника (под «партнером» тут и дальше мы подразумеваем человека, которому вы помогаете в данной ситуации; адресата вашей помощи).
  2. Предложение помощи/терапии с вашей стороны.
  3. Принятие помощи/терапии вашим партнером в данной ситуации.

Следует прояснить ситуацию: что принуждает человека ощущать себя злосчастным, неудовлетворенным? Что должно произойти, чтоб он ощутил себя более счастливым? Неувязка должна быть очерчена ясно и просто. Если не будет проделана это начальная работа, нереально будет найти, разрешилась ли неувязка, достигнут ли итог.

Не превращаясь в Спасателя, вы отвергаете роль Жертвы. На мольбу «Помогите мне, я не могу этого сделать» ответ действенного ассистента будет:
«Я желаю и буду помогать для вас, если я увижу, что вы что-то делаете и со собственной стороны. Что вы делаете себе? Что еще вы сможете сделать? Что вы будете делать, если я помогу для вас? Что вы желаете, чтоб я сделал(а)? Давайте договоримся: я сделаю А, если вы сделаете Б».


Методика действенной помощи в кризисной ситуации

Находящийся в упадке человек не лицезреет выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, это чувство безысходности тянет за собой томные переживания, с другой — в этот момент человек очень открыт новенькому опыту.

Кризисная ситуация обычно имеет
три стадии:

1. Стадия обычной адаптации. Характеризуется ростом напряжения, стимулирующим обычные методы решения заморочек. Сначала, при столкновении с проблемной ситуацией, для того чтоб с ней совладать, человек употребляет прошедший опыт. На этой стадии:

  • употребляются обычные для человека методы решения заморочек и механизмы защиты;
  • задействуются знакомые ресурсы;
  • сохраняется упругость в решении трудности;
  • напряжение и релаксация сбалансированы.

Если обычные методы решения заморочек не срабатывают, наступает 2-ая стадия.

2. Стадия мобилизации. Характеризуется предстоящим ростом напряжения:

  • вырастает чувство неуверенности и ужаса;
  • еще более увеличивается напряжение;
  • происходит мобилизация новых ресурсов, наружных и внутренних источников помощи;
  • просыпается готовность для новых путей преодоления ситуации;
  • миниатюризируется упругость в подходе к дилемме;
  • напряжение преобладает над релаксацией.

На этой стадии человек нуждается в помощи со стороны и открыт ей. Если по тем либо другим причинам человек не получает помощи, наступает последующая стадия.

3. Критичная стадия. Характеризуется увеличением волнения, эмоциями слабости и безнадежности, дезорганизацией личности:

  • проявляется чувственная и умственная дезорганизация, чувство хаоса;
  • разрушаются обычные механизмы преодоления;
  • происходит крах системы поддержки (семья и близкие больше не воспринимаются как источник помощи).

Кризис может закончиться на хоть какой стадии, если пропадет опасность либо обнаружится решение. На хоть какой из этих стадий может окончиться развитие кризисного процесса. Как оказывать эффективную помощь и поддержку на различных стадиях кризисной ситуации?

1-ая стадия: Сбор инфы

  • Помогите человеку (вашему партнеру, близкому, знакомому и пр.) идентифицировать и выразить свои чувства, связанные с кризисной ситуацией. Это позволяет понизить эмоциональное напряжение и даст возможность разложить кризисную ситуацию на отдельные действия и препядствия. Образно выражаясь, гора, которую человек напрасно пробовал двинуть с места, распадается на отдельные кусочки породы, к которым можно подступиться.
  • Уделите время тому, чтоб очень много изучить делему. Человек, находящийся в кризисном состоянии, хочет получить незамедлительное облегчение. У вас может появиться искушение поскорее проскочить от исследования задачи к ее решению, чтоб понизить интенсивность переживаний. При таких ранних попытках решения принципиальная информация может быть упущена, и вы рискуете толкнуть вашего напарника на повторение его же собственных ошибок.
  • Идентифицируйте событие, вызвавшее кризис.

2-ая стадия: Формулирование и переформулирование задачи

  • Проясните, что человек уже решал для решения препядствия. Повторение неэффективных методов решения может стать частью картины кризиса. Отделив делему от неэффективных методов ее решения, можно переформулировать делему и подойти к ней заного.
  • Спросите человека, что помогало ему управляться с неувязкой ранее. С вашей помощью он может найти, что он обладает многими полезными способностями.
  • Если определение трудности застопоривается, вы сможете:

— перейти от обобщенного определения к более определенному, личному;

— перейти от личного, определенного определения к более обобщенному;
— проверить, не пропущено ли какое-то действующее лицо при определении препядствия;
— изучить, нет ли каких-либо подспудных, укрытых заморочек.

3-я стадия: Кандидатуры и решения

  • Откажитесь от попыток решения трудности. Это нередко является главным моментом работы, так как время от времени плохие решения заносят значимый вклад в развитие кризиса. Переключайтесь на работу с неувязкой. Таковой прием имеет смысл применить в последующих случаях:

— когда человек пробует держать под контролем действия, которые он в принципе держать под контролем не может;

— когда решение ухудшает делему.

  • Откажитесь от цели. Это полезно делать тогда, когда цели, которые ставит впереди себя ваш партнер, нереалистичны либо недосягаемы на этот момент.
  • Выясните, что помогало ранее в аналогичной ситуации.
  • Выясните, какие деяния может сделать ваш партнер для улучшения ситуации, если нереально вполне поправить ее.