На сегодня тема «бережливого управленческого учета» для многих российских управляющих компаний представляет некоторую таинственную систему, вобщем, как и тема «бережливого производства», которая рассматривается как нечто инороднее, не соответственное обычным способам организации и управления предприятием. Это происходит из-за того, что подготовка менеджеров, развитие их мышления и постановка целей основываются на устаревших представлениях об действенных способах заслуги подходящих результатов. Оценка результатов работы менеджеров и служащих происходит на основании денежных характеристик. В то время, как для удачного перевода предприятия на систему бережливого производства нужно, сначала:

  • изменение стереотипов мышления собственников и управляющих компаний,
  • формирование процессного мышления с организацией правильного процесса, а не заслуги подходящего результата. «Правильный процесс дает подходящий итог с первого раза».
  • формирование командного духа служащих на достижение общих целей,
  • непрерывное обучение и развитие персонала,
  • воспитание обоюдного почтения в коллективе…

Потому в системе бережливого производства нужны другие характеристики, которые стимулировали бы улучшение: служащих, операций, процессов, потоков сотворения ценности в продукции. К таким показателям относятся операционные характеристики, такие как:

  1. Время выполнения заказа,
  2. Коэффициенты эффективности потока,
  3. Время, добавляющее и не добавляющее ценности продукции в потоке сотворения ценности,
  4. Своевременность отгрузки,
  5. Приемка с первого предъявления,
  6. Объем продаж на 1-го сотрудника,
  7. Себестоимость производства продукции в потоке и пр.

При этом операционные характеристики в системе бережливого производства первичны, потому что они содействуют достижению главной цели бережливого предприятия, а конкретно, непрерывному:

  • увеличению свойства продукции и обслуживанию клиентов,
  • понижению издержек на создание продукции,
  • сокращению сроков производства и поставки продукции,
  • увеличению безопасности,
  • укреплению морально – делового климата.

В свою очередь, эти характеристики содействуют достижению данных денежных результатов (росту — ROI, EVA…), которые свидетельствуют о росте конкурентоспособности предприятия.
Для того что бы более четко представлять роль и значение операционных характеристик для увеличения конкурентоспособности предприятия, нужно сходу обусловиться что эффективность их использования более действенна при управлении потоками сотворения продукции. Для этого ответим на вопросы:
— Чем управляет директор обычного предприятия?
Ответ:
— Многофункциональными подразделениями.
Вопрос:
— Чем управляет директор бережливого предприятия?
Ответ:

— Потоками (межфункциональными подразделениями) сотворения ценности в каждом семействе продукции.
Вопрос:
— С чего начинается организация производства обычного предприятия?
Ответ:
— С определения объема продаж и оценки прибыли для предприятия.
Вопрос:
С чего начинается организация производства бережливого предприятия?
Ответ:
— С оценки, точки зрения потребителя, что в данной продукции представляет для него ценность (за что потребитель готов платить, а за что нет).
— С сотворения потока единичных изделий по производству ценности для потребителя продукции.

Вопрос:
— Основная цель менеджеров при организации производства на классическом предприятии?
Ответ:
— Наибольшее задействование работников и оборудования.
Вопрос:
— Какая основная цель менеджеров при организации производства на бережливом предприятии?
Ответ:
— Малое внедрение производственных ресурсов при производстве данного количества продукции. Либо количество человечьих и вещественных ресурсов в потоке находится в зависимости от такта спроса.
К примеру:
Если Такт спроса долгий, то в производственных ячейках употребляется Один – оператор (один оператор на 4-е станка), если так спроса маленький – 4-е оператора (1 – ин оператор на каждый станок в ячейке). Это один из методов поддержания данной себестоимости единицы продукции в потоке сотворения ценности.Конкретно с этой целью на начальном шаге внедрения бережливого производства:

  • определяются потоки сотворения ценности по каждому виду продукции,
  • создаются «производственные ячейки», согласно сгустку сотворения ценности,
  • сотрудники производственных ячеек учатся работе на всем оборудовании «ячейки»,
  • сотрудники учатся инструментам и способам бережливого производства, таким как: 5С, визуализация, стремительная переналадка, всеобщее сервис оборудования и пр.

Конкретно в таком порядке на предприятии внедряются инструменты и способы бережливого учета. Другими словами, каждый шаг внедрения инструментов и способов бережливого производства должен сопровождаться внедрением определенного набора характеристик оценки эффективности каждого шага. Основная цель «бережливых» характеристик состоит в том, что бы приучить служащих, в особенности на начальных шагах:

  • делать то, что нужно и данного (следующим процессом) свойства для следующего процесса,
  • в том количестве, которое нужно,
  • к данному сроку.

С этой целью можно использовать такие характеристики как:

1. Нормативное и фактическое количество производимых деталей (в час, смену).
2. ОЕЕ (операционная готовность оборудования).
3. Коэффициент незавершенного производства.
При этом все эти характеристики определяются на основании:

  • оценки ценности в данной продукции для потребителя,
  • оценки такта спроса на продукцию со стороны потребителей, который задает производственный ритм операциям, процессам, потокам и, в конце концов, поставкам сырья и девайсов со стороны поставщиков.

При этом, по мере ликвидации расточительных и ненадобных транзакций, работники финансово – экономических служб становятся «бережливыми» менеджерами потоков сотворения ценности.
До того как перейти к теме бережливого учета давайте разберемся, а какие виды учета мы знаем и какие из их в свое время так же были модными и даже внедрены на неких, более «продвинутых» предприятиях. К таким видам можно отнести:

  • управленческий учет и бюджетирование,
  • контроллинг.

При внедрении этих систем учета внедрялись и новые системы учета издержек. Такие как; обычный либо развернутый директ – костинг, операционно – направленный способ АВС. В итоге этих инноваций изменялись и системы управления предприятием, а именно, к примеру, по ЦФО (центрам денежной ответственности). Но при всем этом сами организационно – управленческие структуры компаний по производству и реализации продукции либо услуги фактически не претерпевали никаких конфигураций: как были линейно – многофункциональными, так и остались. Сотрудники, включая топ – менеджеров как не имели широких возможностей, так и не имеют. Одни обязанности. При этом обязанности обсуждены определенными показателями оценки эффективности ф.х.д. их подразделений KPI.
Так в чем заключается особенность и главное отличие бережливого учета от обычных учетов, действующих на всех предприятиях? Это отличие, сначала, вызвано целями компаний с классическими организационно – управленческими структурами «массового» производства, которые в корне отличаются от целей «бережливых» систем управления.
Разглядим главные отличия целей компаний с разными организационно – управленческими структурами:
Цели обычного предприятия – повышение прибыли за счет роста объемов производства и продаж.
Цели бережливого предприятия – повышение прибыли за счет увеличения свойства продукции и обслуживания клиентов, сокращения издержек на создание, сокращения сроков производства и поставки заказанной потребителем продукции.
Цели компании определяют характеристики оценки эффективности ф.х.д. предприятия. При этом характеристики обычных компаний нацелены на денежные результаты: объем, издержки, прибыль, которые служат показателями оценки эффективности работы как директора, так и менеджеров предприятия. В то время как характеристики бережливого предприятия нацелены на улучшение свойства: способов выполнения работы, операций, процессов, потоков. С этой целью в бережливом учете, кроме обычных способов оценки эффективности ф.х.д. предприятия, к примеру: оценки характеристик порога рентабельности и точки безубыточности. Употребляются характеристики оценки:

  • времени выполнения заказа (с момента заказа продукции потребителем, до момента поставки),
  • время оценки действий служащих, добавляющих и не добавляющих ценности продукции.

Цель этих характеристик заключается в выявлении:

  • действий, не добавляющих ценности продукции,
  • оценки их исходя из убеждений Восемь – ми видов утрат.

Разработки мероприятий по обучению служащих и внедрению инструментов и способов бережливого производства на рабочих местах с целью минимизации действий, не добавляющих ценности в продукции для конечного потребителя. Результатом внедрения инструментов и способов бережливого производства является:

  • сокращение времени выполнения заказов, что в свою очередь является следствием роста производительности труда и сокращения себестоимости продукции при почасовой норме оценки труда служащих,
  • сокращение: объема ТМЦ, не завершенного производства, припасов готовой продукции, что ведет к сокращению норматива обратных средства и повышению частоты оборачиваемости капиталов,
  • сокращение количества служащих, оборудования и площадей, задействованных в потоке сотворения ценности,
  • увеличение свойства продукции, что ведет к уменьшению объема применяемого для производства сырья и девайсов и, как следствие, сокращение объемов денег, нужных для производства данного Потребителями количества продукции…

Для оценки эффективности внедрения инструментов и способов бп в системе бережливого производства требуются:
1. Операционные характеристики:

  • время выполнения заказа,
  • занимаемые площади,
  • коэффициент НЗПфНЗПн…

2. Характеристики мощности:

  • производственные,
  • не производственные (нужно сокращать)
  • доступные

3. Денежные:

  • выручка,
  • конверсионные и переменные издержки,
  • Припасы ГП,
  • ROI…

которые:
Во – первых, понятны сотрудникам, занимающимся улучшение операций и процессов,
Во – вторых, содействуют увеличению денежных характеристик, таких как прибыль….