Способы формирования и планирования прибыли

Прибыль — основной показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В общем виде прибыль определяется как разница меж обшей выручкой и общими издержками, т.е. разница меж доходами и расходами. Таким макаром, прибыль отражает незапятнанный доход, сделанный в вещественной сфере производства.

Виды прибыли:

  • бухгалтерская прибыль предприятия представляет собой выручку предприятия от реализации продукции за вычетом из нее издержек на создание реализованной продукции, добавляя либо исключая при всем этом доходы или расходы от внереализационных операций;
  • незапятнанная прибыль отражает оставшуюся часть доходов у предприятия. т.е. это бухгалтерская прибыль за минусом налогов на нее;
  • финансовая прибыль — подразумевает получение денежного результата, воспринимаемого как выручка предприятия за минусом себестоимости продукции.

При разработке плана по прибыли следует подразумевать, что
НДС и акцизы в этом плане не отражаются, потому что они взыскиваются до образования прибыли. Планирование прибыли начинается после расчета плановой себестоимости производства и реализации продукции по экономическим элементам издержек обычно на квартал, потому что планирование на более долгий период существенно понижает точность плановых расчетов.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка):

  • от реализации продукции;
  • от реализации главных фондов;
  • от реализации другого имущества (к примеру, производственных припасов), также включает доходы от внереализационных операций.

Таким макаром, денежный итог предприятия делится на
реализационный и
внереализационный.

Валовая прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница меж выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в свободных оптовых ценах без НДС, акцизов и затратами на ее создание и реализацию.

При использовании предприятием способа определения выручки от реализации продукции по мере их оплаты валовая прибыль слагается из сумм, поступивших в оплату отгруженной продукции на расчетный счет предприятия либо в кассу предприятия конкретно, также сумм, обозначенных при зачете обоюдных требований.

Предприятия, определяющие выручку от реализации продукции по моменту ее отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов, отражают валовую прибыль в размере цены этой продукции, обозначенной в расчетных документах. При всем этом учитывается итог от реализации на сторону продукции вспомогательных и подсобных производств предприятия. В случае если предприятие не могло воплотить продукцию по ценам выше себестоимости из-за понижения ее свойства либо потребительских параметров (включая моральный износ) или если сложившиеся цены на эту либо аналогичную продукцию оказались ниже ее фактической себестоимости. то применяется (для целей налогообложения) фактическая иена реализации продукции.

Таким макаром,
прибыль представляет собой выраженный в валютной форме незапятнанный доход, представляющий из себя разницу меж совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превосходит себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В общем виде показатель можно высчитать последующим образом:

Пр = ВР — С

где Пр — прибыль от продаж, руб.; С — себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), руб.; ВР — выручка от реализации продукции (услуг), руб.


Значение прибыли состоит в последующем:

  1. отражает конечный денежный итог деятельности предприятия за определенный период;
  2. делает стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее рассредотачивания и использования. Содержание этой функции заключается в том, что прибыль сразу является денежным результатом и неосновным элементом денежных ресурсов предприятия;
  3. является главным источником формирования доходной части бюджетов различных уровней.

Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о денежных результатах».

Незапятнанная прибыль предприятия определяется методом вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При всем этом в нее врубается итог от чрезвычайных событий, рассчитанный как разность меж поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании незапятанной прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые оплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Незапятнанная прибыль распределяется по последующим фронтам:

  • на формирование запасных фондов;
  • на выплату доходов учредителям (участникам);
  • на создание фондов мотивированного предназначения (скопления, употребления, социальной сферы).

Принципиальный фактор, влияющих на величину прибыли — изменение объема производства и реализации продукции (зависимость ровная).

Разглядим разные способы формирования и планирования прибыли.

Способ прямого счета.
Данный способ подразумевает, что прибыль определяется как разница меж планируемой выручкой и полной себестоимостью продукции в реальных ценах с основными отчислениями. Способ является более всераспространенным, и его употребляют при обосновании сотворения нового либо расширения действующего производства.

В данном способе основной показатель — прибыль от реализации продукции, которая рассчитывается по отдельным видам хозяйственной деятельности. Расчет осуществляется по основной формуле нахождения прибыли:

П = Выручка — С/С — Налоги (НДС, акцизы),

где П — прибыль от реализации продукции, руб.; С/С — себестоимость, руб.

Таковой подход обоснован тем, что некие виды деятельности не облагаются налогом на прибыль и дополнительную цена или имеют собственный процент расчета. Потому способ позволяет точно и беспристрастно найти прибыль предприятия.

  • Плюсы: точность и объективность.
  • Недочеты: трудозатратность, при наличии большой номенклатуры данный способ становится неосуществимым для внедрения.

Способ прямого счета подразумевает определение прибыли по товарному выпуску и по объему реализуемой продукции предприятием. Так, прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на базе сметы издержек на создание и реализацию продукции, в какой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп — Стп,

где Цтп — цена товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Стп, — полная себестоимость планируемого периода.

Следует также различать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле

Прп = Врп — Срп,

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Срп — полная себестоимость реализуемой в планируемом периоде продукции.

Более детально от объема реализуемой продукции в плановом периоде прибыль на реализуемую продукцию определяется по формуле

Прп = Пон + Птп — Пок,

где Пон — сумма прибыли остатков нереализуемой продукции на начало планового периода; Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде; Пок — прибыли от остатков нереализуемой продукции в конце планового периода.

Данная методика расчетов применима для укрупненного прямого способа планирования прибыли, когда просто найти объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью способа прямого счета является
способ поассортиментного планирования прибыли. При всем этом способе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К приобретенному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планового периода.

Нормативный способ
подразумевает формирование прибыли на базе системы различных нормативов, таких как норма прибыли на свой капитал, норма прибыли на активы предприятия, норма прибыли на единицу реализованной продукции и т.д.

  • Плюсы: точность расчетов, возможность планировать и предсказывать.
  • Недочеты: трудозатратность, не сможем оценить уровень цен (вероятен только при размеренном производстве).

Способ экстраполяции представляет собой анализ динамики за пару лет, выявление общих тенденций в формировании прибыли и прогноз ее на новый плановый период. Данный способ эффективен для обоснования технико-экономического плана либо проекта.

Аналитический способ подразумевает внедрение многофакторных экономических моделей при формировании и планировании прибыли промышленного предприятия. В более ординарном варианте способ сводится к установлению прибыли предшествующего периода (анализ), определение се толики в общем валовом доходе предприятия и на единицу реализованной продукции. В итоге методом корректировки с учетом конфигурации объемов производства устанавливается плановая прибыль предприятия.

Аналитический способ основан на построении многофакторных моделей и учитывает воздействие разных причин на результаты деятельности предприятия. Способ может иметь графическую интерпретацию в виде графиков рентабельности, позволяющих найти точку безубыточности предприятия. Метод определения прибыли при данном способе последующий:

  • 1-й шаг — анализируется приобретенная прибыль предприятия за отчетный период;
  • 2-й шаг — определяется плановое изменение объемов производства;
  • 3-й шаг — устанавливается толика прибыли в общем объеме приобретенных доходов;
  • 4-й шаг — определяется планируемая прибыль как произведение планируемых доходов толики прибыли с учетом конфигурации объемов производства.

Способ совмещенного расчета подразумевает синтез 2-ух способов: прямого счета и аналитического расчета прибыли предприятия.

Юлия Андpeeвна Макyшeва — кандидат экономических наук, дoцент кaфедpы экономики и упpaвления предприятиями и организациями HHГУ им. Н.И. Лобачeвcкого, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»